+7 (495) 974-79-80

Корпоративная мобильность: Начало (Inception)

15.02.2012
Оригинал статьи на iBusiness.ru 

15 февраля 2012

Сергей Орлик

Приходит сын к отцу-программисту:

– Папа, а почему солнце восходит?

– Ты проверял?

– Да…

– И что, каждый день восходит?

– Да, и каждый день заходит…

– ТОЛЬКО НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ!!!


Старый айтишный анекдот

При всей естественной тяге к новым технологиям со стороны профессиональных айтишников, эта тяга чаще всего проявляется не в том, что связано с работой, а в основном около неё. Сами же корпоративные ИТ-департаменты отличаются консервативным прагматизмом. Принцип «работает? ну и ничего не трогай» представляется вполне логичным. Но практика показывает, что количество в какой-то момент переходит в качество и, к сожалению, это обычно происходит «вдруг».

Вначале редкие сотрудники начинают подходить к айтишникам за паролем к wi-fi (ведь пользователям они обычно неизвестны, т.к. сотрудники-владельцы корпоративных ноутбуков получают не просто залитый образ Windows, но и полностью сконфигурированные настройки сети – и беспроводной и VPN). Посещения айтишников с этим вопросом перестают быть единичными. И на стенке вывешивается бумажка с именем сети и паролем к беспроводной гостевой сети. Постепенно возникает ручеёк уже спрашивающих «где тут у вас бумажка с вай-фай паролем?». И через какое-то время на внутрикорпоративном портале появляется страничка с паролями и явками подключения к wi-fi со смартфонов. Затем идет волна менеджмента с iPhone и iPad – приходится писать инструкцию по подключению к почте, делать специальную страницу в интранет и рассылать инструкцию в очередном выпуске «Новостей ИТ»…

Все бы хорошо, но это оказалось лишь началом. Началом того, что получило название «консьюмеризации ИТ» (CoIT – Consumerization of IT), означающей проникновение в корпоративную среду потребительских технологий, будь то социальные сети, MacBook Air или смартфонов и планшетов. Использование для работы собственных устройств получило даже специальное сокращение BYOD от фразы «Bring Your Own Device» – «принеси своё устройство». Эти уже устоявшиеся неологизмы отразили фактический масштаб темы и. в первую очередь, темы мобилизации бизнеса. Не буду здесь приводить цифры многочисленных исследований (будь то в штуках, деньгах, пользователях, процентах или других «попугаях») * — они не сходят с первых полос не только ИТ, но и бизнес-изданий.

Деловое применение iPad и планшетов на Android, а тем более смартфонов, уже не является откровением. Динамика этой области ИТ является сегодня одной из наиболее высоких. Тематические новости возникают как из рога изобилия, например, буквально за несколько последних недель: Microsoft объявил о выходе во втором квартале Dynamics CRM Mobile – родных клиентов не только для Windows Phone 7, но и iPad, iPhone, Android и Blackberry, MicroStrategy, один из лидеров рынка интерактивной аналитики и отчетности, расширил поддержку мобильных платформ, добавив к iPad/iPhone и Blackberry теперь и Android, SAP продолжает с завидной регулярностью пополнять портфель мобильных бизнес-приложений, а количество слухов, анонсов, аналитики и новостей по мобильным устройствам Apple , Asus, Acer, Samsung и других и производителей уже просто зашкаливает. Так или иначе — смартфон стал большим, чем просто более красивая и модная «звонилка», планшет фактически стал тем оптимальным устройством в портфеле делового человека, который заменил папки с бумагами и одновременно обеспечил возможность повсеместных оперативных коммуникаций и доступа к информации.

Будет лукавством заявить, что возможности и логика работы с документами, электронными таблицами на iPad и Android-планшетах стопроцентно сопоставима с традиционными персоналками. Хотя на iPad и на Android уже представлен достаточный выбор достойных офисных пакетов, чья функциональность и динамика развития высока. Ошибка ожидать использования планшета в том же самом сценарии, что и обычный персональный компьютер (ноутбук еще надо открыть и будет хорошо, если его батарея еще жива. В большинстве сценариев использования планшетов представленной функциональности достаточно для того, чтобы не только знакомиться с документами, но и вносить какие-то коррективы не связанные с серьезным форматированием документов и, а главное – оперативно знакомиться с содержанием документов и принимать на их основе те или иные решения. Не стоит забывать, что чтение и редактирование корпоративных документов предполагает не только наличие офисного пакета, но и инструменты доставки файлов документов на мобильные устройства, которые изначально спроектированы с учетом интеграции в корпоративный ландшафт. Более того, электронная почта, электронный документооборот, оперативная аналитика, «чистый стол» – все это многолетние тенденции движения к цифровому сценарию работы в режиме «быстрых откликов», дружественного для корпоративного пользователя. Смартфон и планшет оказались не просто технически соответствующими созревшим потребностям (в отличие от ушедших с рынка КПК). Они начали использоваться как реальные мобильные рабочие места, представляющие собой все более значимый элемент единого ИТ-ландшафта организаций.  

В то же время, не стоит забывать, что инфраструктура корпоративного ИТ-ландшафта должна «знать» о мобильных рабочих местах и зачастую оказывается излишне консервативна и просто не готова к «приему» смартфонов и планшетов (это показало и наше исследование). А прикладная составляющая – как таковые мобильные приложения — должны строиться исходя из принципов оптимальности интеграции с корпоративными системами и, что принципиально важно, удобства и естественности работы конечных пользователей, уже влюбившихся в свои гаджеты и у которых сложились соответствующие стереотипы поведения и сценарии работы. Все это должно следовать единой концепции, стратегии обеспечения мобильной работы сотрудников.

Центральный федеральный округ