+7 (495) 974-79-80

Параллельные ИТ, или Дилемма корпоративной мобильности

07.04.2011

7 апреля 2011 

Сергей Орлик 

…“Ну вот, …, снова “яблочник”… — тихо матерится локальный инженер корпоративной службы поддержки, к которому подходит очередной сотрудник с вопросом о доступе к корпоративному WiFi и почте на iPad. Окинув взглядом сотрудника для оценки его статуса (если, конечно, не знает в лицо), инженер либо со вздохом берет в руки планшет либо кивает на прилепленный над его головой лист с явками и паролями доступа.

…ИТ-директора, положив перед собой iPad’ы и iPhon’ы, разлоченные “серые” Blackberry (белые-то ведь у нас без WiFi продаются) и другие гаджеты, в очередной раз обсуждают как будучи “самых честных правил, уважать себя заставил” тот самый бизнес, который в это самое же время ругается на айтишников из-за невозможности зайти с iPad’а на внутрикорпоративный портал на Sharepoint.

Знакомо? 

Почти десяток лет обеспечение мобильности сотрудников в организации решается одной и той же политикой, обычно корректируемой только на уровне моделей мобильных телефонов и месячного лимита на мобильную связь. Кое-где получение возможности работы по GPRS до сих пор является исключением – да-да, не смейтесь, всего несколько лет назад в офисе одной из крупнейших западных компаний даже руководителям уровня локального GM-1 эта опция не была доступна по умолчанию, что уж говорить об обычных полевых сотрудниках. Доступ к корпоративной электронной почте – обычно это все, чем ограничивается соответствующая политика мобильности компании, поддержанная соответствующими регламентами безопасности в виде автоблокировки, сертификатов и т.п. Но с функциональной точки зрения все это сделано только для одного – e-mail.

Посылая сами себе письма с документами, а особо продвинутые пользователи — перекидывая рабочие файлы на личные “облачные” сервисы типа DropBox для снятия со смартфонов и iPad’ов по WiFi — разными хитрыми или не очень выкрутасами сотрудники обходят дремучий уровень поддержки мобильности в своих организациях, уже сами матеря ИТ.

Кто-то наверняка вспомнит анекдотичный период пересылки zip-архивов по электронной почте, переименованных в piz’ы… — а ведь оценивая сегодня уровень базовой поддержки доступа к информационным ресурсам компании для мобильных сотрудников, мы чаще всего видим, что продвинулись в этом не так уж далеко.

ИТ давно пытаются стать источником инноваций для бизнеса, основного бизнеса. При этом часто забывают, что цена вопроса своевременной проинформированности о том или ином вопросе или принятого решения (не будем вдаваться в психологические факторы принятия решений), зачастую, оказывается существенно выше многих статей ИТ-бюджетов. 

Почти “профуфлили”- наверное так можно охарактеризовать скорость реакции корпоративных ИТ на штормовой прорыв их эшелонированной обороны со стороны потребительских (на первый взгляд) мобильных устройств нового поколения – iPad’а, безусловного на сегодняшний день лидера среди планшетников. Если со смартфонами все еще было ни шатко ни валко (ну “редкая птица” попробует зайти на корпоративный Sharepoint с 3.5-4” экрана), появление iPad в руках руководства компаний и государственных деятелей навело шороху в ИТ департаментах, в очередной раз сказав им – ребята, а ведь у вас был шанс продемонстрировать свою «инновационность” для бизнеса первыми. При этом, не замыкаясь на самостоятельно рассматриваемых сloud computing, unified communication или мобилизации пользователей, а обсуждая их как связанные элементы новой генерации инфо-коммуникационной среды, которую можно и нужно создавать для пользователей.

Чат-коммуникаторы в смартфонах, визирование документов на планшетниках, доступ к внутренним порталам, ERP, отчетным и аналитическим системам (BI) – всё это мобильные пользователи хотят видеть у себя на устройствах. А им выдают безклавиатурные 3” со стилусом и обрезают GPRS.

Обрезать косты и, следовательно, увеличить маржу. Нормальная реакция “бухгалтера”, считающего такую причинно-следственную связь незыблемой и не включающей других переменных. Да, ROI в лоб посчитать иногда ой как не просто. Но разве все разговоры о пресловутом work-life balance и “зеленом офисе”, активно приходящие к нам из современной англосаксонской культуры бизнеса, не есть другая сторона попытки “владения” сотрудниками 24 часа в сутки, соблазняя их подольше оставаться в офисе или проверять почту с ноутбука из дома в параллель с просмотром позднего фильма по ТВ? Все это нормально. Ненормально то, что как таковая политика корпоративной мобильности (enterprise mobility) сегодня является в большинстве организаций кардинально устаревшей и не учитывающей ни интересов предприятия, ни удобства ее сотрудников.

Производители тиражируемых систем тоже вовремя сориентировались, и это стало наиболее заметно в области систем электронного документооборота (см. CNews: СЭД покупают в нагрузку к iPad) и больших вендоров ERP&BI (Business Intelligense), начавших скупать соответствующие активы в прошлом году (например, SAP, поглотивший Sybase, который последние годы серьезно концентрировался на рынке корпоративной “мобилизации”). Консалтеры тоже встали в позицию “готовность номер 1” (см. PWC Technology Forecast “Unleashing enterprise mobility” и Convergence monitor: Enterprise mobility). Венчуры уже поняли, что не стоит ограничиваться одними только социально-скидочными сетями в Интернет (Apperian Gets $9.5M Funding to Tap Enterprise Mobility Boom).

А что внутрикорпоративные ИТ? Хоть и часто общаюсь с руководителями разного уровня во внутренних ИТ департаментах, не могу назвать ни одну компанию, где была бы выделенная роль, обладающая общей картиной по обсуждаемому вопросу и отвечающая за привнесение mobility capabilities в общую бизнес и ИТ среду организации. Возможность привнесения мобильных возможностей (можно сказать даже business capability) в повседневные процессы компаний – это не только ценный мех потенциально по-новому организованные процессы, возможность серьезного сокращения времени прохождения бизнес-сценариев от точки А к точке Б за счет возможности вовлечения сотрудников в работу 24 часа в сутки – мечта любого бизнеса.

Планшеты уже (пусть пока только в лице iPad) стали той самой “разрушительной” технологией (disruptive technology), фактически породившей параллельные ИТ — мобильные, уже присутствующие в компании наравне с тем, что так долго развивалось самими ИТ-департаментами. Это явление именно сейчас должно заставить CIO, руководителей ИТ департаментов, задуматься о дилемме мобильности – быть ей или не быть.

Есть несколько пунктов, актуальных для департаментов ИТ, если они хотят продемонстрировать свою реальную иновационность бизнесу:
  • Определение стратегии информационной мобильности как составной части ИТ стратегии
  • Анализ и проработка сценариев мобильности, включая прямые и косвенные стоимостные характеристики
  • Анализ портфеля и приоритезация систем, требующих мобильных клиентских приложений
  • Корректировка существующих процессов и процедур, связанных с запуском новых проектов с учетом требований мобильности
  • Обновление технологических политик, процессов и стандартов не только в части эксплуатации, но и определения требований, проектирования и разработки и интеграции приложений. т.е. на всех этапах жизненного цикла 
  • Инициация обсуждения изменений в бизнес-политиках мобильности в части компенсации мобильной связи, используемых тарифных планов и стандартизации используемых гаджетов – и смартфонов и планшетов. 
Если проспать начало фильма, дальнейший сюжет можно просто не понять…

Центральный федеральный округ